COVID-19. На гребне волны

29.10.2020

Давненько я не писал ничего про ковид. Я бы и сейчас не стал. Вот только есть пара вопросов, которые никто из реальных экспертов (я себя к экспертам не причисляю) не поднимает.

Вторая волна набирает ход. К сожалению, мы даже не представляем, насколько далеко мы от ее гребня. В регионах Адъ и пакистан. Где-то лучше, где-то хуже. По факту, мест в больницах нет, а Скорая не справляется с количеством вызовов. Тяжелые пациенты вынуждены «лечиться» дома, а для тех, кому всё-таки удаётся попасть в больницу не всегда хватает кислорода, не говоря уж о лекарственных препаратах. Катастрофически не хватает врачей и среднего медперсонала.

Даже в Москве, где ситуация гораздо лучше, чем в целом по стране, с врачами беда. В выписках из ковидных больниц все чаше проскакивают, ещё недавно совершенно невероятные казусы: у пациента с пневмонией, ИБС и сахарным диабетом лечащий врач - физиотерапевт, заведующий отделением - травматолог-ортопед. Понятно, что для лечения ковида, а лечить его по сути нечем, не нужны профессора-пульмонологи. Физиотерапевты и травматологи вполне способны наладить кислородотерапию и оценить уровень СРБ. На случай ухудшения в больницах есть реаниматологи, которые подскажут и помогут. Вот только проблема несколько шире, чем ковид сам по себе.

Ковид атакует пожилых людей, многие из которых имеют целые букеты болезней на момент заражения. К сожалению, справляться с декомпенсацией сахарного диабета и гипертонической болезни, качественно лечить тромбозы и септические осложнения, бороться с инсультами и инфарктами, купировать асматические и эпилептические приступы, своевременно выявлять онкологические заболевания и патологию почек, физиотерапевты и травматологи (а также гинекологи, урологи, проктологи и офтальмологи) умеют существенно хуже, чем терапевты, кардиологи, эндокринологи и неврологи.

Казалось бы, какая нафиг гипертония, когда речь идёт о спасении жизни? И тут я отчасти согласен. Некогда заниматься ерундой, когда у тебя больше половины госпитализированных кислородозависимы. В пронпозиции не очень-то удобно вешать холтеровский монитор, да и мониторов на всех не хватит... И конечно не хватит квалифицированного персонала для полноценного обследования и лечения полиморбидного пациента. Не получается в ковидных больницах лечить что-то кроме ковида. Нужно спасти жизнь, а всем остальным заниматься после. Вот только после тоже не получается...

После выписки из больницы пожилой человек попадает под мониторинг ещё на 2 недели. Это очень странное решение, поскольку поликлиники очевидно не справляются с ведением этих пациентов. По сути, они предоставлены сами себе, без возможности получить врачебную помощь и скорректировать назначения сделанные или не сделанные при выписке из стационара. Так называемые телемедицинские консультации не работают для таких пациентов. Врачи к ним либо не приходят совсем, либо приходят и выписывают всякую херню, продолжая «лечить» ковид, который уже не надо лечить. В результате такой мониторинг оборачивается дополнительной нагрузкой на, и без того дышащую на ладан, систему здравоохранения. Находящиеся на мониторинге начинают вызывать скорую помощь, чтобы получить хоть какое-то мнение врача, отвлекая на себя ресурсы экстренных служб. Определенный процент из этих пациентов требует госпитализации по нековидной патологии, но госпитализируют их обратно в ковидные больницы, поскольку в системе они числятся как ковид положительные. Так на дефицитных ковидных койках оказываются непрофильные пациенты, которые нуждаются в специализированном лечении, но не могут его получить и одновременно увеличивают дефицит этих коек. Круг замкнулся...

Напомню, что согласно рекомендациям CDC максимальный срок заразности ковида - 15 дней с момента первых клинических проявлений болезни. Подавляющее большинство тех, кто находится на мониторинге болеют существенно дольше...

Может пора уже что-то поменять в системе мониторинга после выписки из ковидного стационара, пока мы окончательно не утонули в этом водовороте?

© Павел Бранд

Рассказать друзьям