Коллеги, не увлекайтесь антибиотиками! COVID-19 в сочетании с грибковой инфекцией ни к чему хорошему не приводит...

04.10.2020

Ко мне все чаще обращаются пациенты, которые лечились от коронавирусной инфекции с помощью антибиотиков. Грибковые инфекции такого масштаба – когда человек ни есть, ни говорить не может из-за того что рот просто забит белыми кандидозными массами, мне давно не встречались. Реаниматологи трубки от таких масс вынуждены очищать – так они зарастают грибками.

Коллеги, не увлекайтесь антибиотиками! COVID-19 в сочетании с грибковой инфекцией ни к чему хорошему не приводит...

И вот уже появились первые публикации, свидетельствующие о том, что пациенты с COVID-19 имеют высокий риск сочетанной грибковой инфекции. Авторы призывают врачей проявлять бдительность в отношении условно-патогенных грибковых патогенов, обычно выделяемых как в больнице, так и в окружающей среде.

На первом месте – инфекция, вызываемая Aspergillus, распространенным во всем мире мицелиальным грибком. Споры Aspergillus обычно присутствуют в окружающей среде и легко могут попасть в дыхательные пути, а затем и в легкие и/или придаточные пазухи носа. Aspergillus вызывает широкий спектр инфекций с различными клиническими проявлениями, от локальных до диссеминированных патологий. Смертность при поражении легких такими видами Aspergillus, как A. fumigatus, A. niger, A. flavus, A. terreus, составляет от 30 до 95%, даже если болезнь диагностирована быстро и даже несмотря на активное противогрибковое лечение.

Второе место занимает инвазивный кандидоз – грибковая инфекция, которую вызывают несколько условно-патогенных видов, принадлежащих к роду Candida, причем Candida albicans является наиболее распространенной инфекцией (по-простому – это молочница). Врачи Испании фиксируют рост числа случаев коморбидного инвазивного кандидоза у пациентов с тяжелыми COVID-19-пневмониями с летальностью до 40%. В отчете из Австрии описан вторичный катетерный кандидоз, вызванный C. glabrata, который потребовал лечения каспофунгином в течение двух недель. Во время вспышки COVID-19 в Нью-Йорке Candida spp. был одним из наиболее часто встречающихся грибков, обнаруживаемых в кровотоке пациентов, для лечения которых использовали центральные венозные катетеры. Однако большинство видов Candida у пациентов с COVID-19 были выделены из ротоглотки. Орофарингеальный кандидоз – это локализованная инфекция слизистой оболочки, которая характеризуется повреждением эпителиальных клеток ротовой полости вплоть до появления язв после удаления грибкового налета. В Великобритании Candida spp. и другие грибки, как коинфекция, были выделены из дыхательных путей у 21% пациентов с COVID-19. В Италии грибковое поражение дыхательных путей (C. albicans и C. glabrata) выявили у 52% больных с коронавирусной инфекцией. В Иране C. albicans был наиболее частым грибком, выделенным из полости рта у пациентов с положительным ПЦР-тестом на COVID19.

Еще одна инвазивная инфекция, вызываемая Saccharomyces cerevisiae, регистрируется существенно реже. Этот грибок не чувствителен к анидулафунгину, но неплохо поддается лечению флуконазолом и нистатином. Комбинация орофарингального кандидоза с инвазивной инфекцией S. cerevisiae у больного с COVID-19 была успешно вылечена внутривенным введением флуконазола (в течение 10 дней), пероральным приемом нистатина (в течение 30 дней) и ежедневного полоскания полости рта раствором хлоргексидина диглюконата (0.12%) и 1% перекисью водорода. На сроки лечения внимание обратите, коллеги...

Далее идет пневмоцистная пневмония, одна из наиболее частых сопутствующих оппортунистических грибковых инфекций у пациентов с синдромом приобретенного иммунодефицита. Поскольку COVID-19 и пневмоцистная пневмония имеют общие клинические признаки, эта грибковая инфекция часто вообще не диагностируется. В отчете из США описан пациент с COVID-19 и пневмонией, вызванной Pneumocystis, который не имел в анамнезе ни иммунодефицита, ни каких-либо классических факторов риска развития пневмоцистной пневмонии. Пациента вылечили триметоприм-сульфаметоксазолом. В Германии пневмоцистная пневмония была диагностирована у пациентки с коронавирусной инфекцией только после обнаружения на КТ легких характерных ретикулярных изменений. Затем Pneumocystis jirovecii был выявлен в жидкости бронхоальвеолярного лаважа, и больной пришлось ежедневно внутривенно вводить триметоприм-сульфаметоксазол (20 мг/кг/день) и 50 мг преднизона. У больных с COVID-19 описаны коинфекционные поражения и другими грибками...

Oleksandr Kukharchuk

Рассказать друзьям